Евгений ТЕЛИШЕВ
(Москва)
ГОСПОЖА БОВАРИ – 2, ИЛИ ПОМЕРЕЩИЛОСЬ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Гюстав Флобер
Эмма Бовари
Эльфы
Полночь, сад. Псевдоклассическая беседка. В ней –
Эмма. Она ждет любовника. Флобер, прислонившись к беседке снаружи, позевывая,
сбивает хлыстиком головки с ближайших одуванчиков.
ЭММА – (комкает платок, поминутно смотрит на часы) –
Я еще завтракала, когда…
ФЛОБЕР – Что было на завтрак?
ЭММА – Все как обычно, стандартное меню: крокодилье,
хорошо вываренное, седло; молоко окапи; ополовиненная пицца;
засахаренная цапля, возвышавшаяся, как
живая, посреди стола, поджавши ногу; синие и лиловые сливы, уже порезанные;
потрошеные куры и утки, все, как одна, запеченные в слоеном, с горчинкой,
тесте; так называемые “русские потроха”, на деле – потроха генуэзских
зимородков, купленные в Руане; питательная плесень с берегов Корсики – Шарль ее обожает; четыре или пять каких-то веретенообразных
замаринованных морских животных; на удивление жирный жираф во фритюре, а на
десерт –
Варенье Репа Простокваша
Настойка Крем Печенье
Мед
Чай Сок
Бататовая Каша
Простая Каша
Антрекот
Сметана
Сливки Много Сливок
Сыр
Минеральная Вода
Конфеты Финики
Маслины
Ну, словом, завтрак – хоть куда!
…короче говоря, я еще дожевывала, а он входит, Родольф… своей зябкой, грузной походкой, и я подумала – это
– судьба. И вот теперь мы – любовники, и я жжжж-д-д-д-д
–ууууууууу его, его одного, Леона, то есть Адольфа..,
тьфу,.. Родольфа, чтоб им всем пусто было.
ФЛОБЕР – А сад хорош: буки, дубы, гробы,.. то бишь –
грабы, клены, можжевельник, гречиха, тополя отменные, щавель, плющ, поющее
дерево. Поливальная машина не помешает.
ЭММА – Я отдалась ему в тот же день, сразу после
обеда, на столе с еще не убранной посудой, а после всего обнаружила, что
платье, и нижние юбки – числом восемнадцать – перепачканы грибным соусом, а у
него – усы, этим соусом хорошо заправлять перепелов, баранину и мясо гризли,
медвежатина ужасно возбуждает, мы жевали ее, заедая пирожками с какой-то яркой
начинкой, а глазами пожирали друг друга, после тефтелей с ирландским салом и
лангустами он сказал, что любит меня, я довольно глупо сглотнула, куснула манго,
пришла в себя, лизнула лимон, кажется, и окончательно решилась на адюльтер,
повивальная машина, вы сказали?
ФЛОБЕР – Не повивальная, а…
ХОР ЭЛЬФОВ –
Плутовка дразнит язычком,
Глазами, грудками, бочком,
Лодыжкой, локотком, лобком,
Пупком, виском, крестцом, задком.
Приманит щелью роковой,
Приотворив ее рукой.
Увяз, утоп, пропал герой,
Открыт в геенну путь прямой.
ФЛОБЕР – Представьте, мадам, вообразите, прикиньте:
устройство заменит вам добрый десяток садовников: приставляете небольшой шланг
и в какие-нибудь четверть часа орошаете участок площадью…
ЭММА – Родольф, к слову,
оросил меня на славу, я, как водится, понесла, родила, ребенка, во избежание
пересудов, пришлось-таки сплавить вниз по Роне, в корзиночке из-под яиц.
ФЛОБЕР – Почем оные ныне?
ЭММА – Страусиные –
пятьдесят раппов дюжина, а вот яйца слоновой черепахи
– те подороже… (замолкает, прислушивается)… веточка хрустнула… это он, я слышу
его шаги… нет, опять померещилось… восемьдесят пять. Яйца динозавров идут по…
(прислушивается)
ФЛОБЕР – (в сердцах ударяет себя хлыстиком по
голенищу) – Пора, кажется, разрядить обстановку.
Выволакивает Эмму из беседки за волосы, швыряет на
землю, задирает ей юбки, и, зажав голову жертвы между колен, начинает хлестать
ее по белоснежному заду, постепенно приходя в раж. Вскоре зад обагряется
потоками крови. Эмма, вне себя от удовольствия, превращается в так называемую
песчаную мокрицу, которая с быстротой, свойственной этому виду, роет глубокую –
футов пяти – шести – норку, в которой и исчезает, оставив на поверхности
внушительный холмик желтоватой, влажной земли. Флобер некоторое время стоит
неподвижно, с оттенком недоумения разглядывая образовавшуюся нору. Потом
присаживается на корточки, опускает черенок хлыста в ямку, как бы намереваясь
измерить ее глубину. Затем решительно распрямляется, подкручивает усы и уходит,
не оглядываясь. На ходу, уже полускрытый кулисой, бросает громко и отчетливо в
зрительный зал:
- Померещилось!..
Хор эльфов выводит красивую, но бессвязную мелодию.
Занавес
Москва, 23.11.96., Крылатское.
© Евгений Телишев: 1996. 2007
© ДРУГое полуШАРие:
2007