Сергей
БИРЮКОВ
(Россия – Германия)
ВСТРЕЧА НА АВЕНЮ АЙГИ
(фрагментально)
... в один прекрасный момент вы попадаете внезапно в Париж, вас высаживают/выбрасывают возле башни Эйфеля... яркое солнце... мел под ногами... телефоны-автоматы, из которых непонятно как звонить монетами... узкий коридор французского языка в вашем распоряжении... ха-ха...
...но дело не в этом...
...вечером автор этих строк должен был выступать в книжном магазинчике, название которого звучит в русском переводе несколько патетически – Дом русской книги... Выступали вместе с давними парижанами Ольгой Платоновой, Ириной Карпинской и Михаилом Богатыревым (плюс его музгруппа)...
...а вот этот просветленный (обликом, сединой) человек с альбомом, в который он молниеносно заносит наши портреты... это русский художник Николай Дронников, тридцать или больше лет живущий в Париже... мне он известен задолго до этой первой встречи, давным-давно, когда Гена Айги показал мне книжку в алюминиевой блестящей обложке, где со стихами рифмовались рисунки художника, да так, будто эти авторы нарочно сговорились и тд, а на самом деле только встретились, но сразу совпали, настолько, что Николай сделал наверно с десяток книг Гены, чрезвычайно разнообразив многочисленные идания последнего...
...позднее Арсен Мирзаев привозил мне из Парижа свою книжку, сделанную в соавторстве с Николаем... так что по рассказам и по книжкам я уже был хорошо знаком с художником, он со мной заочно тоже... но вот довелось все-таки встретиться...
...на следующий день он ждал меня у себя дома на авеню Морис Торез, куда я и подгреб, доехав на метро и выйдя в каком-то странном месте, напоминавшем атмосферно читанного мною в юности „Постороннего“ Альбера Камю или фрагмент из итальянского фильма периода неореализма... но калитка и проход к самому дому (усадебному, а не многоэтажке) живо напомнили проход к тамбовскому Дому моих друзей Ладыгиных – детей поэта Николая Ладыгина...
...однако это был не просто проход – асфальтированная дорожка – это называлось Авеню Айги... и к стене, отделяющей от другой усадьбы, был прикреплен портрет поэта...
...все в этом дворе и доме было чрезвычайно, но ненавязчиво необычно... Николай, встретив, громогласно повел меня по дому, который оказался своего рода галереей, кажется в два этажа плюс подвал... преобладание портретов... вероятно все фигуры русской парижской богемы... например, Растропович, Синявский, плюс появлявшиеся здесь Солженицын, Бродский... и конечно, множество портретов Айги... во всех техниках – от карандашного наброска до каменных изваяний... я действительно попал в музей поэта Айги...
... во дворе проходим в уютный уголок, название написано „Плас Хузангай“, то есть площадь Атнера Хузангая, моего друга и ближайшего друга Айги, замечательного филолога... вот здесь художник усаживает меня в кресло, а рядом помещает скульптурный портрет Гены... так я невольно оказался втянут в процесс портретирования, примерно двухчасовой... в это время мы успели о многом поговорить, включилась в разговор прекрасно говорящая по-русски супруга Николая Аньес, с которой мы, пока Николай работает, потихоньку пьем вино, закусывая сыром...
...откровенно говоря, я ждал чего-то из серии ''неоконченное''... но примерно через два часа увидел законченный портрет на фоне другого портрета... то есть нечто совершенно невероятное...
...неожиданно я встретился со своим другом, который оставил нас совсем недавно, память о котором жива в нас, жива в этих портретах, в этих вещах и предметах, которых касалась его рука, когда он бывал в гостях у Николая...
...в память о встрече на Авеню Айги я получил его портрет, вырезанный Николаем на дереве
(секвои)...
...уже поздно вечером Аньес и Николай отвезли меня в гостиницу (я жил за городом) и мы проехали на машине по вечернему Парижу через все эти туристические прибамбасы – Елисейские поля итп.. конечно все это забавно, все эти названия, знакомые с детства, и с франкоцентричной юности, увидеть собственными глазами...но... но... но... я не знаю, что бы осталось у меня от этого посещения Парижа, если бы не визит на Авеню Айги к русскому художнику, похожему на доброго с лукавинкой лешего из русской сказки...
Париж- Галле, июнь
2008-янв.2009.
ПОРТРЕТ (автор
Николай Дронников)
© Sergej Birjukov: 2009.
© «Another Hemisphere»: 2009