оглавление

архив номеров   главная

о проекте  авторы  ссылки

 

 

Татьяна БОНЧ – ОСМОЛОВСКАЯ

(Сидней – Москва)

 

 

КОГДА ОНИ ВСТРЕТИЛИСЬ...

 

 

Он вышел из метро, сразу повернул налево и вместе со всеми вошел в тоннель, ведущий к  пригородным электричкам. Купив билет у тётки, сидящей, как лев, за забранным решёткой окошком, он поднялся на платформу, где мыкалось стадо дачников, взбудораженных в предвкушении долгих выходных дней, которые они проведут в поте тел своих на благо здоровья и  личного благосостояния.  Он подошёл к началу платформы, где стоял невысокий человек с живыми глазами, одетый в джинсы и темную куртку.

- Здравствуйте, - уверенно протянул он руку, - Борис. Я легко вас узнал.

- Здравствуйте, - ответил тот, поправляя рюкзачок на плече, - рад познакомиться, Сергей.

- Я тоже рад. Эта подходит?

- Да, нормально, - кивнул Сергей, вглядываясь в надпись, светящуюся на виске приближающейся электрички.

Они зашли в вагон и даже нашли сидячие, друг напротив друга, места, а когда поезд отошел от платформы, заговорили снова. 

- Это здорово, что мы с вами наконец познакомились, - начал Борис. –  Я ведь давно о вас слышал и всё хотел рассказать вам об одном замечательном человеке. Дело было так: в прошлом августе я участвовал в фестивале авангардной поэзии и подружился там с одним автором. Вы представляете, он родом из Баку, и вундеркинд с детства, но долго не мог найти себя. Сначала занимался математикой, читал Гарднера, на республиканских олимпиадах поднимался до достойного второго мета. Достойного для кого-то другого, но не для него! А первые места занимал мальчик по фамилии Вайнштейн. Гарик Вайнштейн. Тогда Гера нырнул с головой в пространство шахматных плоскостей. И скоро мог играть блиц с полудюжиной рыжеволосых дев – на стороне любой из черно-белых армий. Но в турнирах его снова опережал...  угадайте кто?

- Кто? – спросил Сергей.

- Гарик. Только теперь он был уже записан под другой фамилией. Ну, да неважно. Так что Гера поразмыслил немного, осмотрелся по сторонам, и стал писать чýдные стихи. Тут уж тот чемпион был ему не соперник.

- Это точно, - согласился Сергей.           

- Так вот, на этом самом фестивале мы с ним сидели рядом, слушали поэтов-палиндромистов, а в перерыве вышли покурить наружу, во дворик, и он сказал: «Я хочу рассказать тебе об одном замечательном человеке. Сергей – профессиональный математик, читает лекции в вузе. Но  главное – он гениальный комбинатор, хоть и не в смысле великого Остапа. Он комбинирует буквы в слове, как бусины в машине профессора Лапуты. А главное, он все время изобретает новые формы. Возьмем, скажем, тавтограмму. Все знают, тавтограмма – это такой текст, в котором все слова начинаются на одну и ту же букву. Например, на «ч»: «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж».

«Да, знаю, - согласился я, - Однажды охальник отец Онуфрий, обходя окрестности Онежского озера, обнаружил обнаженную Ольгу около...»

«Именно, - продолжил мой новый знакомый. - Но Сергей задумался, почему это все заикаются на первой букве, и придумал n-граммы, в которых фиксируются вторые, или третьи, или энные буквы, да хоть последние. Ну, например: «хиппи и панки ломали танки» 1.

«Неплохо!» – не мог не признать я.

«И таких методов он придумал множество. Мы с ним даже решили составить антологию этих произведений, в основном, разумеется, палиндромов. Работы, конечно, оказалось куда больше, чем мы изначально себе представляли. На моем столе вырастали пирамиды бумаг, в отличие от египетских, шаткие, валкие и с трудом поддающиеся систематизации. Я читал сутки напролет, отбирая лучшее, а Сергей приносил все новые и новые тексты. Однажды он пришел ко мне и, улыбаясь, достал из рюкзачка несколько листочков.

Но у меня тоже было кое-что припасено для него и, не дав ему раскрыть рта, я начал с середины абзаца: «... из стены появились две полупрозрачные фигуры.

- Но, папа, - умоляющим голосом произнесла меньшая, - но ведь они дали мне пять золотых. Целых пять золотых за какую-то древнюю книжицу!

- Книжицу! – грозно взревела другая тень, опирающая на массивный, хоть и полупрозрачный посох. – Да как ты, отрок, посмел дотронуться до моих инкунабул? Всю библиотеку разорил! Первейшую книгу пера светлейших Кирилла и Мефодия отдал проклятым басурманам! Отвечай, тупая деревяшка, что ты еще успел им продать?

- Только один грязный пергамент, – заныла мéньшая тень, - там и не разобрать-то было нечего, а они за неё сто монет отвалили!

- Какой пергамент? – грозно спросила вторая и вдруг, схватившись за сердце, осела на пол, - ну, ежели я правильно догадался, конец тебе, аспид стоеросовый! Стой тут, я сейчас вернусь!

Большая тень, прихрамывая, бросилась сквозь стену, а меньшая пала на колени, заламывая руки...»

«Неплохо, - согласился Сергей. – А дальше что?»

«Не знаю, - развёл я руками, - продолжение где-то тут»

«Ладно, потом отыщешь, - махнул рукой Сергей, - у меня тоже кое-что для тебя есть. Слушай, я хочу рассказать тебе об одном замечательном человеке. Таких гениальных палиндромов ты еще не видел, клянусь!»

«Что, лучше, чем у Дмитрия?» – не поверил я.

«Слушай:

Не мерь времён, и не мерь

Времени лепет, но кони тихи,

Робости псы, тоска, как соты,

Спит собор и хитин окон тёпел, и…»

«...Не мерь времени, не мерь времён...» 2 - закончил я и замолчал в ожидании его реакции.

«Однако, - поразился Сергей, - ты со слуха воспринял и закончил палиндром? Или ты знал этот текст?»

Я только прихлебывал чай и улыбался, наслаждаясь эффектом.

«Да, кстати, - продолжил Сергей, - как раз по дороге к Дмитрию я его впервые и встретил. Ты помнишь, мэтр жил тогда на даче, у мужа своей сестры, и как-то пригласил меня в гости: «А еще, - он сказал, - будет Борис, поэт из Новосибирска. Вы можете показать ему дорогу?» - «Хорошо, - согласился я, - скажите ему, что в половине третьего я буду ждать его на платформе Перово у первого вагона, сразу по выходу из метро нужно повернуть налево, войти в тоннель и вместе со всеми подняться к электричкам. Я буду в джинсах, темной куртке и с рюкзаком за спиной». »

«Так вы и встретились?» - спросил я.

«Да, - ответил Сергей, - и ты не поверишь, какой разговор состоялся между нами».

В этот момент чайник снова закипел, и мне, к сожалению, так и не довелось услышать продолжения его истории», - вздохнул Гера.

Он швырнул окурок в свернутую цветком жестянку, что служила нам урной. Из библиотеки донесся шум аплодисментов, и в надежде, что второе отделение окажется интереснее первого, мы поспешили вернуться в зал. Однако там нас ждала все та же сказка про белого бычка. «CocknBull», - выругался Гера и, не дожидаясь конца фестиваля, убрел домой.

- Замечательно, - ответил Сергей, выглядывая в окно, - за вашим рассказом, кстати, абсолютно чудесным, дорога пролетела незаметно. Нам пора выходить. Вон и Дмитрий стоит, нас встречает.

Мужчины поднялись и, легко переступив через на живую нитку сметанные складки континуума, друг за другом вышли на платформу. Им что, они привычные.

 

1. Концеграмма Сергея Федина. - обратно

2. Борис Гринберг «Не верь времени...». Из книги «Опыты по». - обратно

 

 

© Tatiana Bonch-Osmolovskaja: 2008.

© «Другое Полушарие»: 2008

 

 

 

 

оглавление

архив номеров   главная

о проекте  авторы  ссылки

 

Используются технологии uCoz