Арсен МИРЗАЕВ
(СПб)
ФЕНОМЕН
АЛЕКСАНДРА КОНДРАТОВА (СЭНДИ КОНРАДА).
ФИГУРА
ОТСУТСТВИЯ
Михаил Золотоносов в одной из своих статей
писал: «Александр Михайлович Кондратов (1937-1993) кажется персонажем из
рассказа Борхеса: выдуманным гениальным, но никому не известным писателем,
никогда не печатавшимся, сильно обогнавшим время и вписанным в хорошо известную
историю литературы, где никаких белых пятен уже не может быть. Между тем
человек он вполне реальный» [5].
История
литературы знает немало примеров, когда писатель в предреволюционное время был
так или иначе известен читающей публике, публиковался в журналах и альманахах
(как правило, в малотиражных изданиях, издающихся либо на средства самих
авторов, либо за счет то и дело возникавших меценатов – графоманствующих поэтов
из купцов, коммерсантов, летчиков, военных и т.д.), выпускал одну книгу за
другой (правда, порой это были издания совсем уж маргинальные: литографические,
стеклографические, – в случае, скажем, с Велимиром Хлебниковым, Алексеем
Крученых и прочими поэтами русского классического
авангарда). А в пореволюционную пору такого писателя печатали микроскопическими
порциями (минимальный набор «дежурных» текстов) в различных антологиях и
сборниках. Или вовсе не допускали до печати. Вот и появлялись писатели без текстов, но с намертво
прибитыми к телу ярлыками: «бука русской литературы», «дыр, бул, щил»
(Крученых), «отец русского футуризма» (Давид Бурлюк), «председатель земного
шара», «поэт для поэтов», «безумный визионер» (Хлебников). Ну, и т.д., – как
сказал бы последний. Совсем недавно, после череды «авангардных» юбилеев
(русским футуристам необходимо было – хотя бы посмертно – дожить до ста лет,
чтобы в собственной стране их, наконец, признали, кое-как изучили и, наконец,
выпустили в свет), появились, хоть и не вполне текстологически корректные, но
дающие все же более-менее объемное представление об идиостиле и характере
творчества того или иного Художника, издания вышеупомянутых классиков авангарда (впрочем, собрания
сочинений удостоился пока один лишь Велимир Хлебников).
С
Александром Михайловичем Кондратовым все приключилось (и продолжает случаться) еще более нелепо и абсурдно.
Попробуйте провести опрос среди ста, к примеру, петербургских поэтов. – Едва ли
один из десяти (двадцати? тридцати?) сможет ответить на вопрос: «Кто такой
Александр Кондратов?». Многим из питерских литераторов это имя попросту
неведомо. А ведь речь идет не о совсем уж неизвестном и неизданном писателе.
Достаточно вспомнить, что его произведения (стихи и фрагменты прозы) имели
хождение в самиздате [38]; начиная с 1980-х годов, публиковались в тамиздате
[9], [11], [12]; в различных антологиях [15], [21], [25], [30], [33]; сборниках
[24], [31]; журналах [13], [14], [19], [23], [28]; альманахах [16], [18], [20],
[22]; в советское и постсоветское время. А в начале нового века, стараниями
друзей и соратников Кондратова (В. Уфлянда, Льва Лосева, М. Ерёмина) вышли три
книги его стихов [26], [27], [29] (в эссе «Русский Конрад бежит и после смерти»
В. Уфлянд говорил о 4-х книгах: «Мы с Лёшей Лосевым издали на свои деньги
четыре стихотворные книги, составленные самим Сашей» [41]. Видимо, Владимир
Иосифович одну из книг, которые готовились к изданию, посчитал за уже
вышедшую). И уже в этом году, в выпущенной героическими усилиями поэта и
издателя Виктора Куллэ сборнике «Филологическая школа» [34]. (в литературную
группу «Филологическая школа» или «Круг Михаила Красильникова», помимо
Кондратова, входили поэты Михаил Красильников, Юрий Михайлов, Сергей Кулле,
Леонид Виноградов, Михаил Еремин, Владимир Уфлянд и Лев Лосев) представлены
целиком поэтические сборники «Стихи тех лет» и «Александр Третий». На
научно-популярных книгах Кондратова, человека удивительной судьбы, йога,
парапсихолога, спортсмена-легкоатлета, милиционера, ученого, буддолога,
специалиста по матанализу стиха, ученика и соавтора академика Колмогорова,
участника океанографических и подводно-археологических экспедиций, лингвиста,
защитившего филологическую диссертацию, «посвященную структурно-статистическим
методам дешифровки письмен Древнего Востока и Средиземноморья», переводчика
Генри Миллера («Тропик Рака») и Оруэлла («1984»), – на этих книгах (а их у
Кондратова вышло более 50-ти, переведены они были на 20 языков; наиболее
известные из них: «Тайны трех океанов», «Этруски – загадка номер один»,
«Атлантика без Атлантиды», «Путь в Тибет», «Тайна Кохау ронго-ронго», «Великаны
острова Пасхи», «Мифы и сказки Океании», «Звуки и знаки», «Следы на шельфе»), а
уж тем более – на статьях Кондратова
(более 200 статей, посвященных стихометрии, кибернетике, первобытной мифологии,
письменам острова Пасхи, загадкам исчезнувших цивилизаций, расшифровке
иероглифов, машинному переводу, языку этрусков и др.) мы останавливаться не
будем. Нас в большей степени заботит художественное
творчество Сэнди Конрада, судьба его огромного архива и произведений,
большая часть которых остается неизданной до сих пор.
В машинописи, озаглавленной «Творческий портрет
для ВААП», сохранившейся в домашнем архиве А. Кондратова, он писал о себе самом
в третьем лице (по всей вероятности, не позднее 1990-го года): «Александр
Кондратов готовит к публикации свои многочисленные прозаические и стихотворные
произведения, охватывающие период всей его сознательной жизни, с 1952 по 1990
гг., нигде не публиковавшиеся и известные лишь ограниченному кругу ценителей
русской поэзии и прозы». Неопубликованные стихи Кондратов собрал в 4
машинописных тома, в каждом из которых – более 1000 стихотворений: т. 1 –
«ПУЗЫРИ» (1952-77; в четырех книгах: «Пузыри, «Скворечник», «Числа» и поэма
«Кощей»); т. 2 – «СКИРЛИ» (1955-80; 30
сборников, начинающихся на букву «с»); т. 3 – «ЛАМ» (1954 – 84; в трех книгах);
т. 4 – «КОНКРЕЦИИ» (1960 – 1980; в
четырех книгах). Неизданная проза составила 8 томов: т. 1 – «РАССКАЗЫ И
ПОВЕСТИ», т. 2 – «ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ» (рассказы, повести, романы), т. 3 –
«ПАНТЕРА ВСЕСИЛЬНА» (роман-трилогия), т. 4 – «НОЧНОЙ ШЛЕМ» (экспериментальный
роман), т. 5 – АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ («Здравствуй, ад!», «Красный чход»
и…), т. 6 – «ЧТО ТАКОЕ БУКВА А?» (автобиографический роман), т. 7 –
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ (Рукопись для клозета; Рукопись для распятья;
Рукопись для…), т. 8 – «Т-А-К» (театр Александра Кондратова; собрание пьес).
Кроме того, так и не увидели свет около десяти научно-популярных книг (о
петроглифах, «йоге без мистики», математической поэтике, искусстве Австралии и
Океании, криптографии, древнейших обитателях мирового Океана и т.п.), трактаты
по йоге (перевод с санскрита), переводы с рапануйского и английского языков и
многое другое.
Нельзя сказать, что о Кондратове и его
произведениях совсем уж ничего не писали. В различных изданиях появлялись
статьи Анри Волохонского [2], Александра Шарымова [43], Михаила Гаспарова [3],
Владимира Уфлянда [40], [41], [42], Льва Лосева [37] (его перу принадлежит одна
из наиболее подробных, емких и интересных работ о Конраде), Кирилла Кобрина
[6], [7], [8], Н. Котомко [36], Бориса Алмазова [1], Михиала Золотоносова [5] и
др. И все же такое значительное творческое богатство (12 корпулентнейших
фолиантов!); принадлежность к группе поэтов, половина из которых (Михаил
Еремин, Владимир Уфлянд, Лев Лосев), получили признание в литературной Европе и
Америке; загадочная судьба; продолжающие кочевать по городам, весям, сквозь
времена – сплетни и создаваться – мифы («Человек-легенда», «Леонардо своего
времени» и проч.), – все это, казалось бы, должно было уже привести к тому,
чтобы Кондратова начали нормально
печатать (издать, допустим, на первых порах солидный том избранных стихов),
изучать его творчество (т.е. заниматься не только эссеистикой), писать о нем серьезные исследования и статьи.
Филологи то и дело стонут: нет достойных фигур, нет материала, нечего изучать…
– Пожалуйста, вот вам Сэнди Конрад. Как писал В. Уфлянд, «Александр Кондратов
за свою более чем тридцатилетнюю деятельность в поэзии и прозе проявил
мастерство во всех родах и видах авангарда еще тогда, когда для некоторых из
них еще не было изобретено соответствующих современных названий – вроде
концепта и соц-арта» [40]. В своей прозе Конрад пародировал своих литературных
учителей – повлиявших на него Г. Миллера, Оруэлла, Дж. Джойса, еще не существовавших
в то время на литературной арене Эдуарда Лимонова, Владимира Сорокина с его
психопатологической и иронико-садистической прозой. Кондратов изобрел жанры
иронического и психиатрического детектива еще в те допотопные годы, когда ни о
чем подобном и не слыхивали. Что уж говорить о поэзии, особенно игровой,
экспериментальной. Новые виды, жанры и типы в поэзии Конрад придумывал
десятками.
Но – нет! Нынешние филологи, литературоведы и
лингвисты (в массе своей; счастливые исключения, к радости нашей, случаются)
слепы и глухи, будучи ленивыми и нелюбопытными. Лучше мы еще 40 лет, все
вместе, будем «оттягиваться» на Бунине, Набокове, Бродском; паразитировать на
популярно-медийной Улицкой, попсово-романтичной Марининой,
развлекательно-завлекательном Акунине, модно-псевдо-психоделическом Пелевине и
др., чем попытаемся узнать и осмыслить что-то новое, оригинальное, то есть, в
классическом смысле этого слова, авангардное…
И вот Александр Кондратов продолжает
блистательно отсутствовать в современном литературном процессе. В выпущенных
недавно палиндромических антологиях ([25], [30]) из палиндромов Конрада, автора
целой серии ракоходных книг, написанных еще в 60 – 80-х гг., – представлено по
одному крошечному тексту! В замечательных книгах поэта-авангардиста и исследователя
авангарда Сергея Бирюкова (увы-увы!) вместо имени Кондратова – зияние («Поэзия
русского авангарда», «Року укор», «Зевгма» и др.). В новейших научных
сборниках, посвященных изучению русского авангарда ХХ-XXI вв. (антология
«Семиотика и авангард», «Поэтика исканий, или поиск поэтики» и проч.) о нем,
его прозе и стихах – ни слова.
И все-таки перманентно ощущаемая энергия его въяве отсутствующего,
потустороннего, но столь мощного творческого дыхания вселяет надежду на то,
что, при таком выразительном «апофатическом присутствии» в литературе наших
дней, он утроит (удесятерит?) свою силу, когда придет ЕГО день, и обрушится на
современный литпроцесс всей своей 12-томной глыбой! Мало не покажется…
ЛИТЕРАТУРА
Список
сокращений:
АГЛ –
Антология новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны» – K.K. Kuzminsky & G.L. Kovalev (Eds.). The Blue Lagoon Antology of Modern Russian Poetry.
Newtonville, Mass./ N.Y.: Oriental Research Patners, 1980. Vol. 1.
АГЛ1 –
Антология новейшей русской поэзии «У Голубой Лагуны» / Сост. К. Кузьминский и
Г. Ковалев. Т. 1. М., 2006.
ЛО, 1997 –
«Филологическая школа». 40 лет / Спецвыпуск. Сост. В.А. Куллэ // Литературное
обозрение. 1997. № 5.
1. Алмазов Б.
Саня Кондратов. //fichka-spb.ru/persone/1-211/.
2. Волохонский А. О Кондратове // Эхо.
Париж, 1980. № 4. С. 96.
3. Гаспаров М. Александр Кондратов //
Звезда. 1991. № 5. С. 92-96.
4. Жоголев А.
Тост за царя // Благовест. Православная газета (http://www.cofe.ru/blagovest/article.asp?heading=27&article=5892).
5. Золотоносов
М. Шестидесятники // Александр Кондратов // Дебош средствами антиписьма. (new.russian.net.ru/430/18.html/).
6. Кобрин.
К. Памяти Александра Кондратова // «Волга».
1994. № 5-6. С.146-151.
7. Кобрин.
К. Памяти
Александра Кондратова // Urbi.
Н. Новгород-СПб., 1995. Альм. № 5. С.153-155;
8. Кобрин. К. Профили и ситуации. СПб.: ЗАО "Атос". 1997. С.100-102.
9. Кондратов А.
Стихи // АГЛ. С. 238-255. – То же: АГЛ1. С. 207-228.
10.
Кондратов А. Мои «Троицы» // АГЛ. С. 235-237. – То же: АГЛ1. С. 204-206;
ЛО, 1997. С. 86-87.
11. Кондратов А.
Из сборника «Пузыри земли» // Эхо. Париж, 1980. № 4. С. 95-96.
12. Кондратов А.
Короткие короткие рассказы // Эхо. Париж, 1984. № 13. С. 46-64.
13. Кондратов А.
Игровые стихи // Аврора. 1990. № 12. С. 101-106.
14. Кондратов А.
Из разных циклов: стихи // Звезда. 1991. № 5. С. 92-96.
15. Кондратов
А. // Русская литература XX века в зеркале пародии: Антология. М.: Высшая школа, 1993. С. 354-355.
16. Кондратов А.
Из книги «ПРУЛИ (памятники русской литературы)». Стихи // Urbi. Н. Новгород, 1993. Альм. № 3. С. 78-83.
17. Кондратов А.
Укор сроку (пятьсот – пятидесяти). Октябрьская поэма-перевертень. // Звезда. 1993.
№ 8. С. 36-41.
18. Кондратов А.
Тропик мрака: Париж-Америка-Россия (фрагменты из книги «Трудно быть йогом») // Urbi; Н. Новгород-СПб., 1995. Альм. № 5. С. 156-163.
19. Кондратов
А. Здравствуй, ад! Лирический дневник 1957 – 1967 // НЛО. 1996. № 18. С. 89-130. Избранные
главы: I, II, IV, XI. Стихи тех лет // там же, С. 130-147.
20. Кондратов А.
Из книги «Бурл-эксы» // Urbi: Новый
Сизиф. СПб., 1996. Альм. № 8. С. 76-84.
21. Кондратов А. // Самиздат века / Сост.
А.И. Стреляный, Г.В. Сапгир, В.С. Бахтин, Н.Г. Ордынский. Минск; М.: Полифакт,
1997. С. 461-462.
22. Кондратов А.
Происхождение жизни: Мистерия-моралитэ // Urbi. Н. Новгород-СПб., 1997. Альм. № 14. С. 152-165.
23. Кондратов
А. Свергли! (Цикл из сборника «Святцы» II тома поэзии «СКИРЛИ»)
// ЛО, 1997. С. 86-90.
24. Кондратов А.
Стихи из циклов «Пиры и ямбы» и «Антология античности» // Urbi. Н. Новгород-СПб., 2000. Материалы XXIV выпуска. С. 90-93.
25. Кондратов А.
«Я» (Медитационный перевертень) // Антология русского палиндрома ХХ века /
Сост. В.Н. Рыбинский. Под ред. Д.Е. Минского. М.: Гелиос АРВ, 2000, С. 81. – То
же: Кондратов А. // Новая антология
палиндрома / Авт-сост. Б. С. Горобец, С. Н. Федин. М.: Издательство ЛКИ, 2008,
С. 114-115; то же – Кондратов А. // www.screen.ru/vadvad/Vadvad/Arp/.
26. Кондратов А. Стихи тех лет. СПб.:
Изд-во Буковского, 2001 (Далее: СтТЛ).
27. Кондратов А.
Скирли. СПб.: Геликон Плюс, 2002 (Далее: Скирли).
28. Кондратов
А. Из цикла рассказов «Продолжение следует. Сказ о майоре
Наганове» // Новая Русская Книга. 2002. № 2 (13).
29. Кондратов А. Александр Третий (Стихи
1954—1988 гг.). СПб.: Геликон Плюс, 2002 (Далее: А-III).
32. [Кондратов
Александр Михайлович] // Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е. Литературная
энциклопедия / Под общ. ред. Д. Северюхина. Авторы-составители: В. Долинин, Б.
Иванов, Б. Останин, Д. Северюхин. М.: НЛО, 2002. С. 219-221.
33. Кондратов
А. Мои «Троицы» Антология
самиздата. Неподцензурная литература в СССР. 1950-е – 1980-е. Том 1. Кн.
1. «До 1966 года». Сост. М.Ш. Барбакидзе. Под ред. В. В. Игрунова. М.:
Международный институт гуманитарно-политических исследований, 2005. С. 161-163.
(см. также: antology.igrunov.ru/authors/kondratov/).
34. Кондратов А. «Филологическая школа». Тексты. Воспоминания.
Библиография / Сост.: В. Куллэ, В. Уфлянд. М.: Летний сад, 2006. С. 267-399
Далее: ФилШ).
35. Кондратов А. // Русская поэзия 1960-х
годов (www.ruthenia.ru/60s/leningrad/kondratov/).
36. Котомко.
Н. Послесловие к аду // НЛО. 1996. № 18. С. 148-149.
37. Лосев. Л. Homo Ludens умер (Из книги «Меандр») //
Звезда. 1994. № 8. С. 145-151; – То же см.: Деловая жизнь. 1994. № 18. С. 22;
«вы да вы». 1995. III. С.
1-11; Лосев. Л. Собранное: Стихи. Проза.
Екатеринбург: У-Фактория, 2000. С. 575-591. Лосев Л. // ФилШ. С. 403-418; Лосев Л. //
А-III. С. 90-102.
38. Острова:
Антология ленинградской неофициальной поэзии / Сост. А. Антипов, Ю. Колкер, С.
Нестерова, Э. Шнейдерман. Л., 1982.
39. Успенский
В.А. в Примечаниях к Предварению к семиотическим посланиям А.Н. Колмогорова
// НЛО. 1997. № 24. С.178-179.
40. Уфлянд В. Александр Кондратов, классический авангардист // ЛО,
1997. С. 85-86. – То же в кн.: Уфлянд В. «Если Бог пошлет мне читателей…».
СПб., 1999. С. 128-132; Уфлянд В. // ФилШ. С. 400-402; Уфлянд В. // СтТЛ. С.
68-70; Уфлянд В. // Скирли. С. 136-138.
41. Уфлянд В.
Русский Конрад бежит и после смерти. // Новая русская книга. 2002. № 2 (13).
42. Уфлянд.
В. О Кондратове // Urbi. 1993. № 3. С. 84-85.
43. Шарымов А. Игры Александра Кондратова //
Аврора. 1990. № 12. С. 100-101.
© Арсен Мирзаев: 2008
© «Другое Полушарие»: 2008